Программа развития

 

Принята на                                                                                               УТВЕРЖДЕНА:

 заседании педсовета                                                                    Директор школы:

протокол №_5____                                                                          приказ №24  от

«04__»___февраля__2011г.                                                            «04»_февраля_2011г.

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

 

 

 

муниципального общеобразовательного учреждения

 

Кишлеевская основная общеобразовательная школа

 

Собинского района

 

на 2011-2015 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Паспорт Программы развития школы

2. Информационная справка

3. Проблемный анализ состояния школы

4. Концепция развития школы

5. Программа реализации концепции

6. План реализации программы развития.

7. Объем и источники финансирования Программы

8. Ожидаемые результаты

 

 

 

Введение

 

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Кишлеевская основная общеобразовательная школа Собинского района на 2011-2015гг. представляет собой долгосрочный управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, концептуальный проект желаемого будущего состояния школы, план реализации перехода к желаемому будущему. Программа обеспечивается средствами муниципального бюджета.

Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Разработчиками Программы является администрация и педагогический коллектив школы.

Программа обсуждалась  и принята на заседании педагогического совета (протокол №5 от  04 февраля   2011 г.) как руководство к действию администрации и педагогического коллектива школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Паспорт программы

 

НАИМЕНОВАНИЕ программы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НА 2011-2015 гг.

Основания для разработки Программы

п.13 поручения Президента РФ от 07.12.2010 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 30.11.2010г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015г.г.

План действий, направленных на реализацию национальной       образовательной  инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015гг. во Владимирской области.

         Конвенция о правах ребёнка

         Национальная доктрина образования в РФ

         Закон РФ об образовании

         Типовое положение об ОУ.

         Закон Владимирской области об образовании

         Устав школы

         Система локальных актов

Цель и задачи Программы

Цель программы: Создание условий для повышения качества образования, достижения высокого уровня подготовки обучающихся в ходе осуществления модернизации образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и задачах образования, представленных в  Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию.
Задачи Программы:

1. Повысить качество образования, отвечающее современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.

2.  Совершенствовать систему выявления, поддержки  и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей.

3. Совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.

4. Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры.

5. Совершенствовать систему сохранения и  укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий.

6.Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств.

7. Разработать и реализовать модель разновозрастного обучения

 

Приоритетные направления Программы

 1.В отношении учащихся: повышение качества учебной деятельности учащихся, подготовка выпускников, поддержка мотивации обучения к продолжению образования.

 2. В отношении педагогического коллектива: совершенствование качества педагогического персонала школы: повышение квалификации, модернизация методической работы; внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.

3. В отношении социального окружения: формирование благоприятного имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;

 4. В отношении обеспечения образовательного процесса: улучшение материально–финансового обеспечения образовательного и воспитательного процесса в школе

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы:

Этапы реализации Программы:

 1 этап организационно – подготовительный (2011 г.) Проблемный анализ эффективности работы школы, разработка плана мероприятий, расчет финансовых затрат.

  2 этап – основной (2012 – 2013г.) Работа школы по реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

   3 этап – обобщающий (2015г.) Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития школы.

 

Объемы и источники финансирования

Выполнение программы обеспечивается за счёт бюджета школы в рамках текущего финансирования, привлечение средств Федеральных,  муниципальных целевых программ, внебюджетные средства.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1.Повышение качества образовательных результатов в соответствии с новым государственным заказом.

 2. Формирование профессиональной компетентности педагогов, соответствующей изменившемуся государственному заказу и социальному запросу.

3.Улучшение материально-технической оснащенности условий обучения, воспитания и развития учащихся.

4. Развитие информационной среды школы, повышение эффективности ее использования для достижения качественных результатов образования.
Разработка и реализация модели разновозрастного обучения позволит обеспечить следующие результаты для всех участников образовательного процесса:

1) повышение качества обученности учащихся через формирование компетентностей:

         коммуникативных умений: навыков работы в группе; умения активного делового взаимодействия с другими людьми, ведения диалога, защита своей точки зрения;

         организационных умений: постановка цели деятельности, прогнозирование результатов, рефлексии учебной деятельности ;

         опыт самостоятельной учебной работы: проектной, творческой, исследовательской;

         информационных умений, связанные с поиском, анализом, обработкой информации.

2) повышение профессионального уровня педагогического коллектива:

         участие в разработке технологии обучения в разновозрастных группах;

         накопление опыта работы в РВГ: методические разработки занятий;

3)повышение статуса сельской школы:

         обобщение опыта работы отдельных учителей;

         участие школы в инновационных проектах района.

В сфере общего образования учащихся: Создание условий, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования в системе общего образования, посредством обеспечения и последовательной реализации бесплатного начального, основного общего образования. Недопущение раннего отсева детей из школ. Отработка механизмов концентрации кадровых и материально-технических ресурсов. Отработка модели новой перспективной школы как школы, отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям. Продолжение педагогических традиций школы по развитию и углублению интереса учащихся к математике и русскому языку, культуре и традициям родного края. Проектирование образовательного процесса на основе принципов развития творческой личности.

В сфере дополнительного образования учащихся: Обеспечение доступности и равных возможностей получения дополнительного образования учащимися.

В сфере воспитательной работы: Формирование духовно богатой, толерантной, физически здоровой, граждански сознательной, социально активной личности путем развития следующих направлений воспитательной работы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое, физическое воспитание и спортивно-оздоровительная работа; художественно-эстетическое, экологическое просвещение и воспитание. Развитие комплексного подхода к детям в воспитательной работе, учет их интересов, профессиональной ориентации. Совершенствование демократического стиля руководства воспитательным процессом. Расширение самоуправления в школе, развитие традиций школы, совершенствование диагностики уровня воспитанности учащихся.

В сфере информатизации образования: Участие в реализации федерального проекта «Информатизация системы образования». Создание и развитие эффективного механизма повышения квалификации педагогов в области информатизации образовательного процесса, использования информационных и коммуникативных технологий в обучении учащихся и управлении школой. Создание условий для обучения педагогов компьютерной грамотности. Применение способов диагностики образовательного процесса с использованием средств ИКТ. Внедрение в учебный процесс высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых материалов и учебно-методических комплектов, отвечающих задаче подготовки учащихся, педагогов, активное участие в областной системе дистанционного образования.

В сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности: Совершенствование исследовательской и инновационной деятельности педагогов школы. Участие в районных научно-практических конференциях.

В сфере демократизация управления школой: Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления школой. Повышение эффективности управленческой деятельности школы за счет совершенствования системы информационного сопровождения. Повышение роли общественности в управлении школой. Привлечение педагогов, учащихся и родителей в управление школой. Развитие тесных контактов с социальными партнерами.

 

Контроль исполнения Программы:

1.      Отчеты заместителей директора по УВР (один раз в полугодие).

2.      Доклад директора школы на Педагогическом совете (один раз в год).

Принятие и утверждение Программы: Решение педагогического совета школы протокол:№5 от 04.02.2011 г.

 

 


 2. Информационная справка

 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом

муниципальное общеобразовательное учреждение Кишлеевская основная общеобразовательная школа Собинского района

Юридический адрес 601224 Владимирская область, Собинский район, село Кишлеево, улица Строителей, д. 19-а

Фактический адрес 601224 Владимирская область, Собинский район, село Кишлеево, улица Строителей, д. 19-а

Телефоны (49242) 56-3-41               

E-mail  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Учредители Управление образования администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области, 601204 город Собинка, улица Садовая дом 4,тел./факс(49242)2-19-94

Организационно-правовая форма  муниципальное учреждение

Лицензия № 228449 серия _А_ от 15 мая 2008 года, выданная Департаментом образования администрации Владимирской области на 5 лет  до 01 июня 2013 г.; программы начального общего образования; программы основного общего образования.

 Свидетельство о государственной аккредитации №025530 серия ГА от 25 июня 2009г, регистрационный номер №2372,  Департаментом образования администрации Владимирской области, на срок до 25.06.2014г. Образовательные программы начального, основного общего образования.

Историческая справка

 С 1962 года – Кишлеевская восьмилетняя школа.

 

03.08.1988 года (Приказ РОНО № 55 от 03.08.1988г.) – Муниципальное образовательное учреждение «Кишлеевская основная общеобразовательная школа.

 

30.06.1999 года (Постановление № 256 от 30.06.1999г.) – Муниципальное образовательное учреждение «Кишлеевская основная общеобразовательная школа».

 

10.01.2006 года (Постановление № 735 от 21.01.2006 г. Главы Собинского района) – Муниципальное общеобразовательное учреждение Кишлеевская основная общеобразовательная школа Собинского района.

 

01.01.2011 года (Решение Совета народных депутатов муниципального образования Собинского района Владимирской области № 132/14 от 21.12.2010 г.) - Учредитель: управление образования администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области

 

            При школе имеется столовая на 20 посадочных мест. В настоящее время охват детей питанием составляет 87% от общего числа учащихся. Имеется пришкольный участок, площадью 0,66 га. Тепловой режим в помещениях поддерживается автономным отоплением (котельной). Медицинское обслуживание осуществляется на основании договора специалистами Собинской ЦРБ и работниками Кишлеевского ФАПа.

Состояние техники безопасности, охраны труда и санитарно- гигиенического режима. 

В школе разработана система мер безопасности для работников и обучающихся, включающая в себя необходимую нормативно-правовую базу, систему практических и теоретических занятий, на которых обучающиеся приобретают необходимые знания по технике безопасности.

Создан пакет школьной документации, в который входят все инструкции по технике безопасности и охране труда, подписанные администрацией, представителями комиссии по ТБ, охране труда и работниками учреждения. Не реже двух раз в год, перед началом занятий и в середине учебного года, проводится внутришкольный контроль техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности.

Выполнение санитарно-гигиенического режима в школе, поддержание чистоты и порядка в течение учебного времени является предметом контроля завхоза и дежурного администратора школы. Контроль теплового режима, освещения и общего санитарного состояния школы проводится ежедневно.    

2.Расположена школа в центре села Кишлеево. Социум школы: сельская библиотека, администрация сельского поселения, детский сад «Вишенка». Расположена школа в 25 километрах от районного, в 50 километрах от областного центров.

3.В школе обучаются дети из 31семей, из них – 4 (8%) семьи многодетные. Достаточно высок уровень семей социального риска – 4 (8%), в них 6 (12%) детей, имеющих малый достаток – 37 (75%), в них детей 50 (76%).

Прослеживается тенденция к уменьшению числа учащихся как следствие социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Семьи уезжают, меняя место жительства из-за отсутствия рабочих мест.


Структура контингента обучающихся

 

Контингент

2008…/2009…

учебный год

2009…/2010…

учебный год

2010…/2011…

учебный год

I

ступень

II

ступень

III

ступень

I

ступень

II

ступень

III

ступень

I

ступень

II

ступень

III

ступень

Общее количество

обучающихся:

18

26

-

16

22

-

21

20

-

Общее количество классов/ наполняемость классов, в том числе:

4/18

5/26

-

4/16

5/22

-

4/21

5/20

-

- общеобразовательных (базового уровня)

4

5

-

4

5

-

4

5

-

 

Перспективная численность контингента на 5 лет

 

 

2011 / 2012

учебный год

2012 / 2013

учебный год

2013 / 2014

учебный год

2014 / 2015

учебный год

2015 / 2016

учебный год

Количество учащихся

41

42

43

47

49

 

4. В настоящее время в школе 9 классов, 52 учащихся, 11 учителей, из них имеют высшее образование –10 (90.9%), среднее специальное образование – 1 (11%).  8 педагогов (65,5 %) ведут предметы согласно специальности по диплому, 3 педагога (23,1%) совмещают специальность по диплому и работу не по специальности, 2 преподавателя ( 15,4%) – неспециалисты. Средний возраст – 39,2 лет, средний педагогический стаж 15,6 лет. Высшей квалификационной категории – 0;  первой  квалификационной категории – 1, второй квалификационной категории – 4; не имеют квалификационной категории - 5.


 

5.

Помещения, используемые в образовательном процессе

Уровень обеспеченности в процентном соотношении от требуемого количества

кабинет математики

_70_%

кабинет биологии

_55__%

мастерская

_55_%

спортивный зал

_80_%

 

В школе имеется четыре  компьютера. Из них используются в учебном процессе - четыре. Имеется  кабинет, оборудованный вычислительной техникой и персональными компьютерами – кабинет информатики. Количество компьютеров  в нем -4.В школе  имеется интерактивная  доска, один мультимедийный  проектор, два принтера, один сканера, два телевизора, видеомагнитофон, камера, цифровой фотоаппарат

6. Соответствие структуры общеобразовательного учреждения государственным требованиям

 

Наименование образовательных программ

Уровень,

направленность

Нормативный срок освоения

Аккредитованные

образовательные

программы

1.

Программы начального общего образования

общеобразовательный

4 года

+

2.

Программы основного  общего образования

общеобразовательный

5 лет

+

3

Программы дополнительного

образования

общеобразовательный

2 года

 

 

Организация образовательного процесса

Школа обеспечивает доступное начальное, основное общее и дополнительное образование учащихся. Соблюдаются требования Закона РФ «Об образовании» в части предоставления прав на бесплатное, доступное, качественное образование, защиты прав и свобод участников образовательного процесса. Нет ни одного учащегося отчисленного из школы. Отказа в приеме детей с 7 до 17 лет не было.

Основные приоритеты в организации образовательного процесса в школе связаны с:

формированием общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

содействием социализации личности учащихся и адаптации их к условиям современной жизни;

созданием предпосылок для осознанного продолжения своего образования.

Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ основного общего образования. Образовательный процесс организован на двух основных ступенях:

         первая ступень – начальное общее образования – обеспечивает развитие учащихся, овладение ими общеучебными умениями и навыками, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

         вторая ступень – основное общее образование – обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению;

 

7. Результативность образования

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, проводимой ТЭК

 

Учебные годы

Учебные предметы

Количество выпускников

Количество

 

 

«2»

 

«3»

 

«4»

 

«5»

Качество подготовки

Средний балл

Уровень усвоения учебной программы

 

всего

сдававших

 

чел

%

 

2008/09

математика

5

5

100

0

2

2

1

60

3,8

100

 

русский язык

5

5

100

0

2

2

1

60

3,8

100

 

2009/10

математика

4

4

100

0

3

0

1

25

3,5

100

 

русский язык

4

4

100

0

3

0

1

25

3,5

100

 

2010/11

математика

6

6

100

0

3

2

1

50

3,7

100

 

русский язык

6

6

100

0

3

2

1

50

3,7

100

 

 

 

2006 / 2007

учебный год

2007 / 2008

учебный год

2008 / 2009

учебный год

2009 / 2010

учебный год

2010/2011

учебный год

Общее количество обучающихся, окончивших ОУ и получивших

основное общее образование

0

2

5

4

6

из них:

 

 

 

 

 

- с отличием

 

 

 

 

 

- с золотой медалью

 

 

 

 

 

- с серебряной медалью

 

 

 

 

 

Продолжение образования и (или) трудоустройство

основное общее образование:

 

 

 

 

 

- поступили в НПО

 

2

1

2

1

- поступили в СПО

 

 

4

2

3

-продолжили обучение в 10 классе

 

 

 

-

1

 

За последние пять лет все выпускники 9-го класса продолжили своё обучение, за исключением одного -  в 2010 – 2011 году (девушка находилась в декретном отпуске).  

 В 2010 – 2011  уч.году  ученик 7 класса Зимин Владислав, Шмелева Дарья – призеры Всероссийской олимпиады школьников по истории  на муниципальном уровне; Зимин Владислав – победитель, Верхотурова Анастасия – призер Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию  на муниципальном уровне.

За последние четыре  года учащиеся школы приняли активное участие в конкурсах: «Русский медвежонок»-конкурс по русскому языку ( 2010 г. –из 15 участников  3 призера на районном уровне)

«Кенгуру» - конкурс по математике ( 2011 г. – из 17 участников – 3 призера на районном уровне)

Ценность таких конкурсов – в возможности учащимся проявить себя, а учителям -  увидеть ребят, умеющих нестандартно мыслить.

 

В школе введена накопительная оценка учебных  достижений и обработка примерной структуры «портфолио» как способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения.

Реализация целей школы осуществляется через использование новых методик обучения и воспитания, диагностирования и усвоения уровня знаний, умений и навыков, создание условий для развития творческого потенциала учителя, через демократизм управления, привлечение каждого учителя к участию в контроле, подготовке педсоветов. Школа работает по базисному учебному плану.         

 

3.      Проблемный анализ состояния школы

Проблемно - ориентированный анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. Вместе с тем выявлены и противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы.

В результате проблемно-ориентированного анализа выявлено наличие в школе следующих основных проблем:

          Малочисленность.

          Мелконаселенность.

          Разновозрастные группы (до 3-х классов)

          Устаревшая материально-техническая база основного процента кабинетов.

          Низкая мотивация учащихся к обучению;

          Проблема создания в школе единого учебно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной жизни в условиях информационного общества.

          Ухудшение социального положения семей в микрорайоне;

          Большая профессиональная невостребованность специалистов и высокий уровень безработицы семей;

          Высокий % неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

          Невысокий уровень общей культуры в микросоциуме школы.

Концептуальные понятия и теоретико – методологическое обоснование программы развития.

Одним из важнейших направлений школы является повышение качества образования.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненно практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями, понимая, что жизнь среди людей – это постоянный поиск компромиссов.

Задача (жизненно практическая, учебная) – жизненная ситуация, побуждающая человека к действию, при котором для получения результата необходимо осуществить несколько взаимосвязанных операций, привлекая разные умения и знания.

Линия развития личности (средствами учебного предмета) обеспечивается группой взаимосвязанных умений по использованию предметных знаний. Овладев этими умениями, человек приобретает возможность решать определенные жизненно практические задачи (проблемы). Таким образом, идет развитие человека – приобретение качеств функционально грамотной личности.

Технологическая линия – технологии направленные на уменьшении доли репродуктивной деятельности, систематичность технологий:

1. Проблемно-поисковые:

- обучение через открытие;

- метод: проблемное обучение;

- форма: совместный поиск.

2. Игровые:

- моделирование ситуаций;

- метод: игра;

- формы: сюжетно-ролевые, дидактические.

3. Коммуникативные:

- обучение на основе активного взаимодействия с привлечением средств информации;

- метод: общение;

- форма: сотрудничество, взаимообучение, диалог, групповая работа.

Здоровьесберегающая линия – обеспечение доступности, заинтересованности, занимательности, комфортности, динамичности.

В качестве главного результата в стратегии модернизации образования, рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Важной целью образования должно стать, в частности, развитие у учащихся способности к самоорганизации и саморазвитию. В стратегии модернизации образования подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной,  информационной, организационной, оценочной и прочих сферах.

От привычного ЗУНовского намечен переход к компетентностному подходу в образовании.

Понятие компетентности включает в себя не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.

Реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной среды, в которой находится учащийся. 

Проблема отбора базовых (ключевых) компетентностей является центральной для обновления содержания образования. Базовые компетентности позволяют решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения задач, возникающих в различных ситуациях.

Дальнейший путь своего развития школа видит в широком использовании инновационных технологий, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации, что будет способствовать формированию образа выпускника начальной школы как главного целевого ориентира в учебно-воспитательном процессе. 

Мы хотим построить школу равных возможностей -  школу со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках 2-х ступеней:

I ступень- начальные классы;

II ступень- основная школа;

 

Достоинства нашей школы:

         достаточно стабильный кадровый потенциал, отсутствие текучести кадров

         соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

         отработана система организации трудоустройства несовершеннолетних граждан во внеурочное время;

         хорошо организован ежегодный отдых уч-ся в летнем оздоровительном  лагере;

         систематически проводится  учебно-опытническая работа на пришкольном участке с привлечением уч-ся основной школы;

         созданы хорошие условия для обучения уч-ся начальной школы (отдельное крыло, игровая площадка);

         готовность педагогов школы к инновационной деятельности (предпрофильная подготовка, новые технологии в проведении уроков, методических семинаров, педсоветов, внеклассных мероприятий, родительских собраний и т. д.).

4.Концепция развития школы

Современная реальность такова, что попадание школьника в ситуацию неопределенности, поиска становится обыденным явлением. Общая нестабильность, присущая современной ситуации обостряет вероятность принятия школьниками непродуманных решений социального характера. Необходимо учитывать и то, что у наших детей понимание действительности очень часто искажается красочным видеорядом, виртуальными образами средств мультимедиа.

Цивилизованное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования на селе. Поиски новых форм в обучении и воспитании учащихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания.

В сельской социальной общности, где школа и учитель просматриваются «всем миром», прослеживается закономерность: если школа далека от остро волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей.

По нашему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Сельская школа формирует менталитет личности.

Взаимозависимая жизнь людей в сельской социальной общности создаст особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Сельская школа, функционирующая в среде традиционной крестьянской культуры, одновременно отражает и усиливает ее специфические стороны - личностный и открытый неформальный характер отношении между людьми, приверженность народным традициям. Благодаря школе интенсивно повышается культурный уровень села. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания в дошкольный период. Мы считаем, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном центре, малом городе.

В основе деятельности нашей сельской школы лежат три методологических принципа:  открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.

Сегодня всем очевидно: сельским детям необходимо образование, приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности ребенка.

Под миссией нашей сельской школы мы понимаем философскую, социально- педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами:

         экономическими: сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства;

         социальными: сельская школа — общество немногочисленных на селе

         профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;

         образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение на селе;

         культурными: сельская школа — сосредоточение сельской интеллигенции,

         культурной силы деревни;

         нравственными: сельская школа — духовный очаг жизни села.

Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством. Важной составляющей потенциала личности являются ее адаптационные возможности, так как адаптация личности — одна из существенных характеристик ее развития. В основе реализации миссии сельской школы мы видим создание механизма развития адаптационных возможностей учащихся через развитие у них восприятия определенной действительности для успешного социального самоопределения. Целью реализации миссии нашей школы нами признается свободное и всестороннее развитие личности, а высшей ценностью - достигнутые в ходе взаимодействия субъектов образовательного процесса самореализация, высокое качество жизни, уверенность в гармоничных взаимоотношениях с природой, социумом, культурой, в дальнейшем росте своего личностного и творческого потенциала.

 

Основополагающие принципы и положения, определяющие концепцию

развития школы:

1. Принцип демократизации. Демократический характер школьного образования включает демократизацию внутришкольного управления, демократизацию содержания и организацию образовательного процесса, основанного на идеях сотрудничества со всеми учреждениями села.

2. Принцип гуманизации личности и среды, предполагает уважение к личности ребенка, принятие его личных целей, интересов, будущих профессиональных потребностей.

3. Принцип непрерывности образования, включает с одной стороны, преемственность различных ступеней общего образования, с другой – последовательность восхождения по этим ступеням.

4. Принцип гармонизации личности и среды, требует развития образования на

самоориентацию личности в изменяющейся социально – экономической реальности.

5. Принцип дифференциации, обеспечивает условия для более полного раскрытия индивидуальности каждого человека.

6. Принцип альтернативности, обеспечивает многообразие программ обязательного и дополнительного образования, позволяющего каждому учащемуся выстраивать индивидуальную траекторию своего продвижения.

7. Принцип направленности образовательного процесса на развитие интеллектуального, духовного потенциала личности.

8. Принцип социальной направленности образования и обучения обеспечивает различные формы социально значимой деятельности учащихся.

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

          способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала, развитию

         его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

          пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени обучения и воспитания;

          позволяет строить образовательный процесс в форме диалога со всеми образовательными учреждениями.

Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы:

Учащиеся в селе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве полноценного члена общества, нашедшего своё место в жизни. Школа определяет следующие основополагающие идеи:

          отработка модели новой структуры образовательного учреждения, отвечающая меняющимися социальным и педагогическим условиям;

          обеспечение новых условий для реализации развития личности;

         создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности.

 

 

Ступень

образования

 

Задачи

 

I ступень –

начальная школа

(1 – 4 классы)

Школа

развивающего

обучения

 

1. Вовлечение детей в начальное звено системы непрерывного

воспитания и образования.

2. Мониторинг психического, физического, интеллектуального

развития детей;

3. Социально - педагогическая адаптация детей при переходе из

детского сада к обучению в школе.

4. Формирование положительной мотивации к учению.

5. Начало формирования основ нравственного поведения.

6. Формирование необходимых для последующего обучения в

основной школе знаний, умений и навыков.

 

II ступень -

основная

школа

(5 – 9 классы)

Школа

самоопределения

1. Развитие теоретических основ мышления и формирование основ

исследовательской деятельности.

2. Создание условий для развития индивидуальных способностей

школьников, для их самоопределения в выборе профиля

дальнейшего обучения.

3. Дальнейшее формирование навыков и культуры общения.

4. Создание условий для развития школьников во внеурочной

деятельности.

5. Дальнейшее формирование нравственных основ личности.

6. Формирование основ здорового образа жизни.

 

 

Особенности и условия построения личностно-ориентированной модели школы:

         Создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

         Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

         Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

         Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, групповой и т.д.) 

 

Перспективная модель работы школы к 2015 г

Содержание интеллектуально – познавательной деятельности:

         базисные учебные предметы;

         дополнительное образование.

Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования.

С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно – воспитательного процесса. 

Ожидаемый результат.

I модуль:

         создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

         содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материалы, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;

         учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса, к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

         постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;

         развивая личности, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

II модуль:

         учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

         усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

         развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

         расширение содержания образования через введение профильных предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью элективных курсов, кружков;

         умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы конспекты и т.д.;

         умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

         сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через работу в  разновозрастных группах.

III модуль:

         конкретизация познавательных интересов учащихся;

         углубление знаний в работе  факультативных курсов;

         групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

         урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты, блоки и т.д.

IV модуль:

         учитель - руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения;

         формирование научного стиля мышления, который является устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

         интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.

 

V модуль: педагогический коллектив

         формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

          качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта – создание основ банка ППО школы;

          повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

          дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.

 

Укрепление и сохранение здоровья детей

 

Цели:

         Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

         Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

         Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

         Задачи:

         Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.

         Пропаганда здорового образа жизни.

         Формирование стойкого убеждения личной ответственности за состояние здоровья.

         Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Проблемы:

          ухудшение социального положения семьи;

          высокий процент учащихся, подверженных простудным заболеваниям.

Ожидаемые результаты:

          создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;

          у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья;

          снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

 

Модель выпускника школы

Результатом реализации концепции развития школы должно стать создание образа выпускника школы. Формируя образ выпускника нашей школы, мы исходим из того, что нет и не может быть жестких единых требований к каждому выпускнику, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека. Тем не менее, основываясь на базовых ценностях и миссии школы, мы попытались «нарисовать» примерный образ выпускника школы. В нашем понимании выпускник школы это –

         Личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех.

         Человек, овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей Родины;

         Человек, воспитанный на основе нравственных традиций русского народа;

         Человек, наделенный глубокими и прочными знаниями;

         Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования.

         Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием.

         Человек свободный, осознающий свои права признающий права других людей.

         Человек, знающий свою родословную, малую большую родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков, их веру.

         Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную

         потребность в физическом совершенствовании.

 

Портрет выпускника школы

1.Познавательное развитие:

          инициативность в познавательной деятельности

          функциональная грамотность

          наблюдательность

          склонность искать причины увиденного

          склонность искать место данному событию среди подобных явлений

          свободное владение наиболее употребительными знаниями и их использование в практической жизни

          допустимость нескольких разных ответов на один вопрос; доброжелательность к другой точке зрения

          склонность к размышлению

          склонность пользоваться книгами и другими источниками знаний при поиске ответа на вопрос

          аргументация своего мнения.

2. Социально-личностное развитие:

          искренность, отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность (дети разные)

          любопытство и любознательность

          вовлечение окружающих (родителей и друзей) в собственную интеллектуальную жизнь

          склонность рассказывать об увиденном и услышанном, пересказывать прочитанное приятелям и взрослым

          умение слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, работать вместе (заинтересованность в общем успехе).

Воспитанием и образованием такого ученика должен заниматься учитель, обладающий

высокой педагогической культурой и профессионализмом. Поэтому в своей работе мы ориентируемся на созданную нами модель идеального учителя школы

Эталонами профессионального и человеческого достоинства педагога-воспитателя школы личностно-ориентированного обучения

         педагог должен искать и находить собственную уникальную миссию в жизнетворчестве с ребенком;

         педагог должен относиться к ребенку как к источнику своего профессионального горения и его творческого дерзания;

         педагог-проводник между ребенком и окружающим его миром;

         педагог видит в каждом ребенке Личность и принимает его таким, каким сотворила его природа;

         педагог стремится всю свою деятельность направить на максимальное развитие ребенка. 

 

Основные направления воспитательной системы школы

 

«Ученик - патриот и гражданин»

«Ученик и его нравственность»

«Ученик и его интеллектуальные возможности»

«Ученик и его здоровье»

«Общение и досуг ученика»

«Ученик и его семья»

 

Выводы: 1. Стратегия воспитания для каждого ученика определяется на основе изучения его индивидуальных особенностей и прогноза развития ситуации.

2. Сотрудничество детей и взрослых, ученическое самоуправление, поиск новых интересных форм работы школы позволяет раскрыть творческие способности учителей, учащихся, родителей.

 

Аналитико-прогностические материалы из управленческой деятельности школы по организации внеурочной и внеклассной работы с учащимися, помогают проводить мониторинг воспитательного процесса, прогнозировать развитие ситуации и принимать обоснованные решения.

Система мер по повышению профессионального мастерства педагогов помогает преодолеть недостаточную психолого-педагогическую и методическую подготовку классного руководителя, учителя, воспитателя.

Система мер по созданию новой школьной воспитательной системы помогает сделать процесс воспитания более радостным и непринужденным

 

 

5.Программа реализации концепции

 

Воспитательные цели и задачи детализированы на каждом возрастном этапе:

 

1 ступень - начальное воспитание и образование (1-4-е классы)

 

Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью.

Воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

 

Задачи:

         Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

         Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

         Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Родине, об окружающем мире и приобщению к традициям русской культуры.

         Формирование потребности в творческой деятельности.

         Развитие художественно-эстетических способностей.

         Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества, желания оказывать помощь друг другу.

         Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

         Развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.

 

2 ступень - воспитание и образование в среднем звене (5-9 классы)

 

Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития

способностей каждой отдельной личности. 

Задачи:

         Оказание помощи преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

         Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

         Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

         Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

         Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

         Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

 

 

Система мер по созданию новой школьной воспитательной системы

 

1. Стратегия воспитания для каждого ученика определяется на основе изучения его индивидуальных особенностей и прогноза развития ситуации.

2. Сотрудничество детей и взрослых, ученическое самоуправление, поиск новых

интересных форм работы школы позволит раскрыть творческие способности учителей,

учащихся, родителей.

3. Аналитико-прогностические материалы из управленческой деятельности школы по организации внеурочной и внеклассной работы с учащимися, помогут проводить мониторинг воспитательного процесса, прогнозировать развитие ситуации и принимать обоснованные решения.

4. Система мер по повышению профессионального мастерства педагогов поможет преодолеть недостаточную психолого-педагогическую и методическую подготовку классного руководителя, учителя, воспитателя.

5. Помогут сделать процесс воспитания более радостным и непринужденным родители учащихся.

 

 

Характеристика управляющей системы школы

Совет Школы - это высший общественно-педагогический коллегиальный орган управления, призванный обеспечить совершенствование и стабилизацию образовательного процесса в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и в соответствии с Уставом школы.

 

Совет Школы обеспечивает определение перспектив развития образовательной программы и способствует их реализации посредством объединения усилий учителей, учащихся и родителей.

 

Педагогический совет - это педагогический коллегиальный орган управления, задачей которого является совершенствование качества образовательного процесса, его условий и результатов. Педсовет призван обеспечить педагогическую целесообразность деятельности школьного совета и администрации школы.

 

К компетенции педсовета относится:

 

         утверждение образовательной программы и учебного плана школы;

         утверждение программ учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного

         плана;

         утверждение годовых графиков учебного процесса;

         утверждение структуры управления, положений о подразделениях школы, штатного

         расписания, функциональных обязанностей;

         утверждение содержания и организационных форм дополнительных образовательных

         услуг;

         утверждение аналитических отчетов администрации за учебный год;

         утверждение планов работы школы на учебный год;

         утверждение организационно-педагогических решений администрации школы по основным вопросам совершенствования качества образования.

Если Совет школы призван разрабатывать и реализовывать общественно-педагогическую политику школы, то в функции педсовета входит решение проблем профессиональной деятельности. Решения Совета школы и педсовета подтверждаются приказом директора школы.

 

Возглавляет деятельность по управлению образовательным процессом директор школы, который

 

         обеспечивает стратегическое управление реализацией образовательной программы;

         обеспечивает планирование, организацию, контроль и анализ деятельности по достижению положительных результатов, определенных образовательной программой;

         создает необходимые организационно-педагогические и материально-финансовые условия для выполнения образовательной программы.

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 

         обеспечивают разработку образовательных программ начальной, основной, полной

         школы, учебного плана в соответствии с положениями программы;

         организуют на их основе образовательный процесса в школе;

         осуществляют внутришкольный контроль и анализ выполнения учебных, программ и программ предметных кружков.

 

 Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние.

1.1. Основные направления реализации программы развития школы:

Модернизация образовательного процесса, задачи которой заключаются в обновлении содержания школьного образования (внедрение новых технологий обучения, разработки системы элективных курсов по предпрофильному обучению, повышение профессиональной компетенции учителя).

Основная стратегическая линия развития школы села Березники – идея гуманизации и демократизации общего образования.

Создание условий обеспечивающих личностный рост всех участников образовательного процесса (совершенствование методической службы школы, повышение квалификации педагогов, научно – психологическое сопровождение деятельности учителя, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания).

Создание открытого информационного образовательного пространства (обучение учителей и внедрение в практику работы информационных технологий, ресурсов Интернета, информатизация образовательного процесса, совершенствование материально – технической базы школы, совершенствование системы дополнительного образования, популяризация рабочих профессий).

Совершенствование практики работы школы по внедрению здоровье – сберегающих технологий (реализация программы «Здоровье», пропаганда ЗОЖ среди участников образовательного процесса, создание здоровьесберегающей среды в школе, разработка технологий медико – социально – психолого-педагогического сопровождения учащихся)

1.2. Задачи, связанные с дальнейшим развитием школы:

1).кадры: а) создать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей;

б) совершенствовать методическую работу;

в) совершенствовать систему поощрений творчески активно работающих сотрудников;

г) создавать в школе благоприятный психологический климат.

1.3. Материально-техническая база:

а) совершенствовать материально-техническую базу школы, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями, мебелью;

б) информатизация образования;

в) благоустройство территории школы, спортивной площадки, территории учебно-опытного участка .

1.4.Формирование физически и духовно здоровой личности:

а) укреплять физическое, психологическое, духовное здоровье уч-ся;

б) повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением уч-ся;

в) совершенствовать организацию питания;

г) развивать сотрудничество школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде ЗОЖ,

по сохранению и укреплению здоровья;

д) формировать ЗОЖ, использовать здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности;

е) проводить профилактику правонарушений среди подростков;

ж) взаимодействовать с внешкольными учреждениями.

1.5. Организация учебно-воспитательного процесса:

а) совершенствовать учебные планы и программы по предметам в условиях работы в разновозрастных группах;

б) развивать взаимодействие учебных дисциплин на основе межпредметных связей;

в) совершенствовать формы и методы контроля за качеством знаний уч-ся;

г) использовать инновационные методы в обучении и воспитании уч-ся;

д) внедрять информационно-коммуникативные технологии в учебно- воспитательный процесс.

1.6. Развитие творческих способностей учащихся:

а) привлекать уч-ся к творческим конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным марафонам, соревнованиям и т.д.;

б) создавать творческую атмосферу в школе путем введения факультативов, открытия кружков, т.д.;

1.7. Развитие школьного самоуправления учащихся:

         · совершенствовать деятельность органов ученического самоуправления

         · разрабатывать локальные акты по ученическому самоуправлению

1.8. Сотрудничество семьи и школы:

а) вовлекать родителей и общественность в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания, совместные творческие дела, организацию кружков.

б) повышать психолого-педагогические знания родителей через семинары, собрания, лектории, конференции, открытые уроки, индивидуальные и игровые консультации

в) привлекать родительскую общественность к оказанию помощи школе в укреплении материально-технической базы

г) привлекать родительскую общественность к работе с асоциальными семьями

д) продумать и внедрить в работу различные формы стимулирования родителей за помощь школе в воспитании детей.

1.9.. Демократизация управлением школы

Реализация базовых демократических ценностей ведется через совершенствование системы общественно – государственного управления и работу ее органов:

Совет школы

Педагогический совет

Общешкольный родительский комитет

Классные родительские комитеты

Деятельность Совета школы направлена на решение актуальных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Совет школы:

·        Содействует проведению инновационной деятельности школы, повышающий эффективность и качество образования: стимулирует и содействует применению современных образовательных технологий и инновационных программ.

·        Осуществляет организационно – методическую поддержку обеспечения и совершенствования образовательного и воспитательного процесса.

·        Содействует разработке и реализации конкретных программ финансирования, материального обеспечения учебно-воспитательного процесса, профессиональной, ориентационной, информационной, экспериментальной деятельности школы, педагогов и учащихся.

·        Защищает права и законные интересы учеников образовательного процесса.

·        Осуществляет контроль за реализацией программы развития школы

 

Деятельность общешкольного родительского комитета направлена на улучшение организации образовательного процесса, охрану и укрепление здоровья обучающихся и организацию их досуга.

Общешкольный родительский комитет:

         · Содействует организации горячего питания школьников

         · Способствует организации летнего отдыха детей

         · Организует проведение общешкольных и внешкольных мероприятий

         · Работает со средствами массовой информации по вопросам деятельности школы

         ·обеспечивает выполнение программы «Здоровье»

Все органы государственного общественного управления действуют на основании Положений, разработанных в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовом положении о школе, Устава школы; детская общественная организация «Родник» действует на основании Устава.

 

6. План реализации программы развития

 

 Подготовительный этап (2011г.)

1. Анкетирование учащихся, родителей, учителей «Наша новая школа. Какой ей быть»?

2. Определение целей, задач, приоритетных направлений школы.

3. Разработка мониторинга образовательной деятельности.

4. Изучить запросы семей, проживающих в социуме.

5. Провести экспертизу условий (кадровых, программно-методических, материально-технических).

6. Разработать план работы для начального этапа функционирования школы по новой модели.

7. Провести необходимую психологическую подготовку учащихся, родителей, коллектива педагогов по осуществлению перевода школы на новый этап.

 

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельностный подход, который:

         способствует развитию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

         пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

         мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

         овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

 

Переход на новые федеральные образовательные стандарты

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

         качественное обновление содержания общего образования;

         рост качества знаний учащихся, подтвержденных независимой оценкой качества образования;

         повышение уровня компетентности выпускников в условиях современного социально-экономического развития;

         совершенствование  реализации модели предпрофильного образования;

         обеспечение доступности качественного образования;

         расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе;

         готовность  материально-технических условий школы для введения новых образовательных стандартов;

 

 

 

Обновление содержания образования

1.1

Введение ФГОС начального общего образования, основного общего образования

 

1 класс -                 с 2011 г.,

5 класс –

с 2015 г

Директор,  зам.директора по УВР

1.2

Мониторинг эффективности внедрения ФГОС начального общего образования.

 

Ежегодно

Директор,  зам.директора по УВР

1.3

Разработка школьной  программы организации и содержания внеурочной деятельности обучающихся во второй половине дня в начальной школе.

март 

2011 года

Директор,  зам.директора по УВР

1.4

Переход на новые учебно-методические комплекты начальной школы, обеспечивающие реализацию ФГОС.

2011 г.

Директор,  зам.директора по УВР

1.5

Разработка и утверждение программ элективных курсов, факультативных занятий по отдельным учебным предметам вариативной части базисного учебного плана, программ дополнительного образования школьников.

Ежегодно

Директор, зам.директора по УВР,

1.6

Мониторинг  демографической ситуации по микрорайону, определение перспективы комплектования начальной школы

Ежегодно

Зам.директора по УВР

Оценка качества результатов обучения на всех ступенях общего образования

 

1.7

Участие в итоговой аттестации учащихся начальной школы.

Входной контроль по математике и русскому языку в 5-х классах.

Работа по плану-графику подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии. 

 

Ежегодно

 

сентябрь

 

В  течение всего периода

Зам.директора по УВР

Новшества в технологиях обучения, воспитания, развития учеников

1.8

Введение в учебно-воспитательный процесс образовательных технологий: модульной, ИКТ, личностно ориентированной, проектной, диалоговой, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах.

2011-2014 гг.

Зам.директора школы по УВР

Формирование духовной,  нравственно богатой  личности

1.10

Организация акций милосердия

Ежегодно

Зам.директора по УВР

1.11

Организация тематических вечеров, интеллектуальных конкурсов, викторин, читательских конференций, праздников совместно с сельской библиотекой

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

 

1.12

Продолжить преподавание спецкурса: Основы православной культуры

В течение всего периода

Учителя  -предметники

1.13

Организация экскурсий в музеи, посещение театров, выставок

В течение всего периода

Классные

руководители

Воспитание патриота и гражданина

1.14

Подготовка к празднованию 200-летия Бородинского сражения.

2011-2012 уч.г.

Классные руководители

Зам. директора по УВР

1.15

Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн (проведение классных часов: «Мое Отечество и мне в нем жить», «Святыми дорогами к Победе», «Эскорт памяти» поздравления ветеранов войны и труда с праздниками, организация для них праздничных школьных концертов)

Ежегодно

Зам. директора по УВР, классные руководители

 

1.16

Работа по благоустройству памятных мест села.

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

1.17

Экскурсии по памятным местам села, района, края

В течение всего периода

Классные руководители

1.18

Организация встреч, конференций, семинаров, круглых столов,  конкурсов, деловых игр по формированию правовой культуры  учащихся 

Ежегодно

Зам. директора  по УВР

 

Развитие системы поддержки талантливых детей

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- создание условий для оптимального развития одаренных детей;

- рост количества учащихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников, дистанционных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня;

- рост количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;

- повышение ИКТ- компетентности учащихся

 

 

2.1

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

По плану проведения олимпиад

Зам.директора по УВР

 

2.2

Участие школьников в конкурсах, соревнованиях, смотрах разного уровня, дистанционных олимпиадах.

В  течение всего периода

 

Зам.директора по УВР

2.3

Проведение предметных недель.

По плану работы школы

Учителя-предметники

2.4

Проведение классных часов «Я успешен» с приглашением людей, имеющим профессиональные  достижения

Ежегодно

Зам.директора по УВР

2.5

Участие в проекте  дистанционного образования учащихся.

2011-2012 уч.г

Зам.директора по УВР

2.6

Консультативная деятельность по построению образовательной траектории одарённых детей.

В  течение всего периода

Зам.директора по УВР

2.7

Совершенствование системы работы в школе с портфолио учащегося.

В  течение всего периода

Зам.директора по УВР

Зам.директора по УВР

 

Развитие учительского потенциала

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- сохранение доли педагогов с первой квалификационной категорией, при прохождении  аттестации в новой форме;

- совершенствование профессиональной компетентности  педагогов школы;

- повышение ИКТ- компетентности педагогов школы

 

 

 

Повышение профессионального мастерства  учителей-предметников

3.1

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

В течение всего периода

Директор

3.2

Участие в школьных, районных  конференциях, семинарах, круглых столах, направленных на повышение квалификации педагогов.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

 

3.3

Проведение мастер – классов, открытых мероприятий педагогами школы.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР,

3.4

Реализация плана курсовой подготовки педагогов школы.

 

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

 

3.5

Мотивирование педагогов на повышение  квалификации  через  дистанционную форму  обучения.

В течение всего периода

Директор

3.6

Подготовка публикаций педагогов  в профессиональных изданиях, в средствах массовой информации.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

3.7

Пополнение школьной медиатеки передового педагогического опыта «Уроки педагогического мастерства».

В течение всего периода

зав.библиотекой

3.8

Совершенствование механизма материального и морального стимулирования учителей, дифференциации заработной платы педагогов в зависимости от качества предоставления образовательных услуг.

В течение всего периода

Директор 

3.9

Совершенствование системы работы в школе с портфолио педагога.

2011-2012 уч.г

Зам.директора по УВР

3.10

Апробация новой формы аттестации педагогических кадров.

2011-2012 уч.г

Директор, зам.директора по УВР

Повышение профессионального мастерства  классных руководителей

3.12

Участие в школьном конкурсе «Лучший класс года»

Ежегодно

Зам. директора по УВР

3.13

Проведение мониторинга развития сотрудничества классного руководителя с классом

В течение всего периода

Зам. директора по УВР,

 

 

Развитие школьной инфраструктуры

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- развитие материально- технической базы школы,  повышение уровня обеспечения современным учебным оборудованием;

- образование и включение в школьную инфраструктуру новых составляющих;

- создание единой образовательной информационной среды;

- расширение области взаимодействия школы с другими организациями;

- расширение возможностей организации внеклассной работы, дополнительного образования

 

 

Обновление материально-технической базы

4.1

Мониторинг оснащения  учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Ежегодно

 

Директор, зам.директора по УВР

4.2

Пополнение библиотечного фонда, мультимедиатеки современными учебно-методическими комплексами, информационными цифровыми ресурсами.

Ежегодно

Директор, зам.директора по УВР,

зав.библиотекой

4.3

Оснащение кабинетов школы современными учебно-дидактическими материалами, электронными образовательными ресурсами.

В течение всего периода

Директор

4.4

Проведение текущего ремонта здания школы

Ежегодно

 

Директор,

завхоз

4.5

Благоустройство пришкольного участка.

Ежегодно

 

Зам.директора по УВР, завхоз

4.6

Организация постоянного доступа в Интернет и использования возможностей сети в обучении и внеклассной работе

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, учитель информатики

4.7

Переход на электронный школьный документооборот

 

2012-2013 уч.г.

Администрация

Формирование единого образовательного пространства

4.9

Разработка совместных планов работы школы и отдела по делам несовершеннолетних

В  течение всего периода

Зам.директора по УВР

4.10

Заключение договоров взаимодействия с учреждениями культуры, общественными организациями

В  течение всего периода

Директор, зам. директора по УВР 

 

Сохранение и укрепление здоровья школьников

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- создание здоровьесберегающих условий обучения, обеспечивающих укрепление здоровья учащихся;

- сохранение показателей состояния здоровья школьников и педагогов;

-  достижение высокого уровня мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;

- увеличение количества учащихся, вовлеченных во внеклассную спортивную деятельность

 

 

5.1

Реализация школьной программы «Здоровье»

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

5.2

Организация и проведение спортивных мероприятий с детьми и родителями на базе школы.

В течение всего периода

Учителя физкультуры, кл. руководители

 

5.3

Проведение Дней безопасности.

 

Ежегодно

Кл.рук.

5.5

Организация работы пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» в период школьных каникул

Ежегодно

Зам. директора по УВР

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся

5.6

Мониторинг состояния здоровья учеников 1-9 классов. Регулярное проведение медосмотров обучающихся

В течение всего периода

Зам. директора по УВР,

Фельдшер ФАПА

5.7

Организация горячего питания, обеспечение горячим питанием учащихся

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

5.8

Проведение контроля выполнения санитарных правил

В течение всего периода

Администрация школы

5.9

Использование в образовательном процессе физкультурных минуток на основе комплексов упражнений, рекомендованных СанПиН

В течение всего периода

Администрация школы, учителя-предметники

5.10

Работа  лектория по профилактике алкогольной и наркотической зависимости для учащихся (совместно с медучреждениями)

В течение всего периода

Зам. директора по УВР, кл. руководители

5.11

Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения, общешкольных Дней здоровья (в два месяца - раз)

В течение всего периода

Зам. директора по УВР, учителя физкультуры

5.12

Проведение специальных воспитательных мероприятий для детей с  девиантным поведением:

- раннее выявление и учет детей с  девиантным поведением;

- посещение на дому совместно с представителями отдела по делам несовершеннолетних и родительским комитетом;

- работа школьной педагогической комиссии;

- организация внеурочной занятости и организация летнего отдыха

Ежегодно

Директор школы, зам. директора по УВР,

классные руководители

 

Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов

5.13

Проведение профилактических медицинских осмотров

Ежегодно

Директор школы,

профком,

 

Расширение самостоятельности школы

 

Основные направления развития школы

Срок исполнения

Ответственные

 

Ожидаемые результаты:

- повышение имиджа школы в районном образовательном пространстве;

- модернизация деятельности органов самоуправления;

- повышение эффективности государственно-общественной формы управления школой;

- создание условий для перехода школы в статус бюджетного учреждения

 

 

Обновление финансирования школы

6.1

Переход на нормативное подушевое финансирование учреждения.

2011 г.

Директор 

6.2

Переход в статус бюджетного учреждения

К 2014 г.

Директор 

6.3

Привлечение спонсорских  средств для разработки  проектов, требующих вложений в школьную инфраструктуру

В течение всего периода

Директор

Деятельность органа государственно-общественного управления

6.4

Активизировать деятельность Совета школы в решении вопросов образовательного учреждения

В течение всего периода

Директор 

6.5

Подготовка публичных отчетов о деятельности школы

Ежегодно

Администрация

6.6

Размещение информации о деятельности школы на школьном сайте, в средствах массовой информации 

В течение всего периода

Зам. директора по УВР                

Развитие опыта ученического самоуправления

6.7

Активизация работы ученического самоуправления

2011-2012 уч.г

Зам.директора по УВР

6.8

Совершенствование работы детской объединения «Маяк»

В течение всего периода

Зам. директора  по УВР

6.9

Участие активов классов в проведении проверок по выполнению правил внутреннего распорядка школы, организация дежурства по школе

В течение всего периода

Зам. директора  по УВР

кл. руководители

6.10

Совершенствование коллективно-организаторской деятельности ученического актива через традиционные  школьные мероприятия

В течение всего периода

Кл. руководители

 

6.11

Возрождение престижности занятий общественно полезным трудом

В течение всего периода

Зам. директора  по УВР,

кл. руководители

 

 

7. Объем и источники финансирования Программы

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и

финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

Объем и источники финансирования Программы.

Бюджетное и внебюджетное финансирование, добровольные пожертвования родителей

 

 

8. Ожидаемые результаты

         Создание информационно-насыщенной среды, способствующей получению образования, соответствующего современным требованиям с учетом социальных запросов и потребностей личности,

         обеспечение учащихся высоким уровнем знаний, гарантирующих дальнейшее продолжение образования, при одновременно широкой общекультурной подготовке,

         целенаправленная реализация профессиональных возможностей педагогов в соответствии с новым содержанием образовательных программ,

         обновление материально-технической базы,

         совершенствование системы взаимодействия всех участников образовательного процесса (ученик-учитель-родитель),

         создание механизмов управления, в результате деятельности которых территория образовательного учреждения станет территорией высокого качества образования и здорового образа жизни детей и подростков,

         широкое внедрение и использование современных информационных технологий в обучения и воспитания

Критерии эффективности реализации программы

         соответствие Программы развития школы Концепции модернизации Российского образования, Приоритетным направлениям развития образовательной системыРоссийской Федерации, федеральной, региональной и районной программам развития

         соответствие показателей результативности целям Программы развития,

         соответствие образовательных технологий идеям компетентностного подхода,

         рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса,

         соответствие материально-технической базы требованиям Программы развития,

         удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг,

         положительная динамика состояния здоровья обучающихся,

         сочетание принципов единоначалия и самоуправления

Оценка результатов программы.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

         экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);

         социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;

         методы психодиагностики;

         анализ результатов  государственных экзаменов, олимпиад, конкурсов.