Опорная карта для конструирования учебного занятия

 

Образователь-ные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. Организационный этап  

- Подготовка учащихся к работе на уроке,

- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для работы на учебном занятии;

- психологически подготовить уч-ся к ОБЩЕНИЮ на учебном занятии.

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников;

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- кратковременность этапа;

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение уч - ся в деловой ритм;

- формулирование целевых установок урока и плана работы.  

Собранность учителя;

- последовательность в предъявлении требований;

- использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

- спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

- отсутствие многословия.

. “Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)”

“Ладошка к ладошке”.

Рапортичка (определение отсутствующих)

Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.  

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми.

2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения.

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.  

 

1. Выяснение степени усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий).  

2. Выяснение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся.

3. Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления.

4. Ликвидация обнаруженных недостатков.  

- Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении 

(5-7 минут);

- обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

- оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся.  

 

- Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством уч-ся;

- использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения уч-ся конкретного класса к выполнению д/работы.

- создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

- постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты-понятия-законы-теория-следствия-приложени  

1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности).

2. Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям.

3. Постановка доп. вопросов.

4. Проверка д/з под копирку.

5. Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.

6. Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана.

7. Разноуровневые самост. работы.

8. Метод обучения с опорой на ошибки.

9. “Торт решений” (фиксация своих затруднений)

10. “Гирлянда ассоциаций”.

11. “Кубики”

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе  

1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)  

 

Сообщение темы урока;

- формулирование целей урока вместе с уч-ся;

- показ соц.и практической знач.- ти изучаемого материалала;

- постановка перед уч-ся учебной проблемы;

- актуализация субъектного опыта уч-ся.  

 

- Готовность уч-ся к активной учебно - познавательной деятельности;

- формулировка целей урока вместе с уч-ся;

- вариативность приемов сообщения темы и целей урока;

- преемственность и перспективность в постановке целей урока;

- формулировка целей урока в действиях уч-ся;

- понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

- сообщение ученикам не только темы урока (его со-держания) , но и целей, форм организации их деятельности.  

 

- Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

- умения учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

- владение учителем многообразием приемов актуализации личностного смысла уч-ся, их соц.-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

- использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета.

- умения учителя представлять основное содержание уч. материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

- сформированность у школьников понимания, что без четко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке.

- отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, а также культуры учения;

- ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.  

1. Объяснение уч-ся целей урока одновременное сообщением темы.

2. Сообщение цели в виде проблемного задания.

3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4. Указание целей на специальном стенде “Что сегодня на уроке?”

5. Использование технологической карты.

6. Ассоциативный ряд.

7. Использование результатов предварительного социологического опроса.

8. Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9. Постановка целей через показ конечных результатов.

10. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала.

11. Составление карт мыследеятельности.

12. Устный счет, математический диктант.

13. Метод целесообразных задач.

14. “Нарисуй картину”.

15. Мозговая атака.

16. Постановка привлекательной цели.

17. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом.

18. Дополнение реальной ситуации фантастикой.  

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий  

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала:

- существенных признаков понятий, законов, теорий.

- правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3. Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.  

 

- Организация внимания уч-ся;

- сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы)  

 

Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;

- если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. лит-ре, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

- при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях,

а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы.  

- Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

- включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта уч-ся;

- учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала

-подача материала логически завершенными частями-блоками;

- реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

- осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

- обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстро- активный и интерактивный режимы);

- ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

- включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

- выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

- “сталкивание” ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.  

 

1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки).

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся.

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково - символической формах.

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах.

5. Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).

6. Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно- модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся.

7. Интерактивный ре-жим (проблемное обучение, коллективные способы обучения, адаптивное обучение, проектное обучение)

8. Построение структурно - логических схем изучаемого материала.

9. Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ. деятельности)

10. Метод целесообразных задач.

11. Метод информационной накачки.

12. Обучение на концептуальной основе.

13. “Мудрые совы”.  

 

5. Этап первичной проверки понимания изученного  

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

 

- Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного мат-ла

 

- Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

- привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

- устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока.  

 

- Постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

- постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.  

1.Ассоциативный ряд.

2. “Пчелиный улей”.

3. Опорный текст.

4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов.

5. “Опрос эксперта”.

6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу.

7. “Мудрые совы”.  

 

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий  

1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.  

 

- Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- организацияция деятельности уч-ся по отработке изученных знаний  и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

- закрепление методики изучения нового материала;

- закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;

- отработка логики алгоритма изученных правил.

- Умения уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания);

- умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

- умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

- прочность знаний уч-ся.  

 

- Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность   действий (на узнавание, на  применении по образцу и в  измененной ситуации);

- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

- использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самост. мыслительной деятельности;

- обеспечение дозированной помощи уч-ся.  

 

1. Использование на уроке взаимообратных задач.

2. Составление карты мыследеятельности.

3.”Опрос эксперта”.

4. “Разбери слово по буквам”.

5. Вопросно-ответное общение.

6. “Высокопоставленный дилетант”.

7. Структурная модель

8. “Что было бы, если... (человечество не знало...)”

9. “Придумай свои задания”.

10. Интеллектуальный марафон.  

 

7. Этап применения знаний и способов действий  

1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

2. Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.  

 

- Организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях.  

- Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся;

- самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

- углубление знаний и способов действий уч-ся.  

 

- Использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

- использование разнообразных методов и форм орг-ции деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

- использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

- стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться,

получить неправильный ответ;

- поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы;

- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую)

- использование открытых задач.  

1. Разноуровневые самостоятельные работы.

2. Лабиринт действий.

3. Проектное обучение.

4. Деловая игра.

5. “Три цвета - три формы”.

6. Вопросно-ответное общение.

7. Учебные станции.

8. Рынок возможностей.

9. Двойные ассоциации.

10. “Цветные шары”.

11. Групповая работа.

12. “Дебаты “за” и “против”.

13. Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач.

14. “Задания по кругу”.  

8. Этап обобщения и систематизации знаний

1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся.

2. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.  

 

- Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

 

- Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

- выявление уч-ся внутрипредметных и медпредметных связей;

- выделение мировоззренческих идей.  

 

- Построение структурно- логических схем изученной темы;

- использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

- обобщение и систематизация на различных уровнях: 

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

- выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.;

- использование обобщающих таблиц

1. Метод кооперации.

2. Составление карты мыследеятельности.

3. Моделирование.

4. Построение “дерева” темы.

5. Построение “здания” темы.

6. “Паучок”.

7. Построение блок-схемы.

8. Мозговая атака в письменной форме.

9. Учебные станции.

10. Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов.

11. “Пересечение тем”.

12. Рефлексивная позициональная дискуссия

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1. Выявление качества и уровня знаний уч-ся и способов действий.

2. Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся.

3. Установить причины выявленных недостатков.

4. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям  

- Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

- проверка образа мышления уч-ся;

- проверка сформированности общих учебных умений;

- комментирование ответов уч-ся.  

 

- Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

- рецензирование ответов  

 

- Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

- постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;

- разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

- при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.  

 

1. Разноуровневые контрольные и самост. работы.

2. Тестовые задания.

3. Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (полнота знаний).

4. Задания на выделение существенных признаков (глубина).

5. Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость).

6. Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)  

 

10. Этап коррекции знаний и способов действий  

 Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы.  

Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков

Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.  

Организация деятельности уч-ся:

а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;

б) вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок  

 

1. Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений.

2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем.

3. Тестовые задания.

4. Задания “с пропусками”.

5. Структурно-логические схемы.  

 

11. Этап информации о домашнем задании  

 Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.  

- Информация о д/з;

- мотивирование выполнения д/з;

- инструктаж по выполнению д/з;

- проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/заданий.  

 

- Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;

- наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

- наличие возможностей выбора д/заданий.  

Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

- соответствие содержания д/работы уровню обучености уч-ся (актуальному уровню развития) (репро-дуктивному, конструктивному или вариативному);

- создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

- подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.  

 

1. Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

2. Три уровня д/з.

3. Задание массивом.

4. Особое задание.

5. “Необычная обычность”.

6. Идеальное задание.  

 

12. Этап подведения итогов занятия  

 Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

Подведение итогов учебного занятия  

Четкость и краткость этапа.  

Умение учителя давать качественную характеристику работы класса  

1. Сообщение учителя.

2. Подведение итогов самими уч-ся.  

 

13. Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.  

- Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.  

 

- Развитие способностей уч-ся к рефлексии;

- стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;

- реализация рефлексивного алгоритма: “Я” (как чувствовал себя, с каким настроением работал, до-волен ли собой), “МЫ” (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), “ДЕЛО” (достигли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы).  

1. Ассоциативный ряд.

2. Незаконченные предложения.

3. “Торт решений”.

4. “Разговор на бумаге”

5. “Солнышко”.

6. “Координаты”.

7. “Лист обратной связи”

8.”Заключительная дискуссия”.

9. “Выбери дистанцию”

10. Интепритация изображений на открытках

11. “Письмо самому себе”

12. “Ну что, как прошло занятие?”

13.Барометр настроения

14. “Телеграмма”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурная схема урока

 

 

 
 

 

Субъектный опыт ребенка

 

 

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

Рефлексия и оценка деятельности

 

 

Обогащение субъектного опыта ребенка

 

 

Усвоение новых знаний

 

 

и способов действий

 

 

 

Организация деятельности

учащихся по первичной

проверке понимания

изученного

 

 

Закрепление новых

знаний и способов

действий

 

 

Обобщение и

систематизация

знаний

 

 

Организационный                                

 

            этап

 

Мотивация

Актуализация субъектного опыта