Проект «Осень – славная пора!»

 

Автор: Старостина Оксана Васильевна, учитель начальных классов

 

                                    Паспорт проекта:

 

1. Название: «Осень – славная пора!».

 

2. Мероприятие, в рамках которого проводится работа – концерт.

 

3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, литература, русский язык,  изобразительное искусство, музыка, технология.

 

4. Участники: учащиеся 1, 2, 4 классов.

 

5. Проблема: красота и щедрость природы осенью.

 

6. Цели:    

 

    образовательные: познакомиться с подсезонами осени; изучить, как наступление  подсезонов осени влияет на изменения в природе

 

     развивающие: развитие аналитического, абстрактного мышления; развитие познавательной поисковой деятельности; развитие умений учебного труда; формирование познавательной и исследовательской деятельности; формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу); формирование навыков сотрудничества (умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки); формирование коммуникативных умений; формирование презентационных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

 

    воспитательные: воспитание чувства любви к природе; воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание умений работать в группе, в коллективе; воспитание эстетических взглядов; воспитание гуманности, бережного отношения к природе, Родине

 

7. Задачи:

 

-  формировать представление учащихся об экологической грамотности

- развивать умение работать с художественной и научной литературой

- развивать умение применять на практике народные приметы, пословицы, поговорки

 

8. По доминирующей деятельности учащихся: информационно – исследовательский

 

9. По характеру контактов: внутриклассный, групповой

               

 

                                        План работы:

 

- определение темы, цели и задач проектной работы

- чтение художественной и научной литературы о временах года

- пешеходные прогулки по селу

- работа над фотоматериалом, его систематизация

- конкурс поделок, рисунков, букетов, композиций из даров осени

- формулирование выводов о красоте и щедрости осени

- оформление проектной работы

- презентация проекта в форме концерта

 

                                   

Открытый концерт-проект по теме «Осень - славная пора!»

 

  Тип занятия: концерт-проект

 

 Форма проведения: презентация проекта

 

 Цели занятия: привлечь внимание учащихся к красоте осенней природы; воспитывать в детях желание беречь родную природу; формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

 

Задачи: представить на концерте-проекте интересный фотоматериал об осенней природе; представить работы учащихся по данной теме: рисунки и поделки; познакомить зрителей с народными приметами, песнями, стихами об осени великих писателей.

 

                                         Ход концерта:

                                 Торжественная часть.

 

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, педагоги и ребята! Начинаем концерт «Осень – славная пора!»

 

1 ученик:

 Бродит в роще листопад

по кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

золотистым звоном!

                           2 ученик:

                           Соберём из листьев веер

                           яркий и красивый!

                           Пробежит по листьям ветер

                           лёгкий и игривый.

                                                                    3 ученик:

                                                                     И послушно ветру вслед

                                                                     листья улетают.

                                                                     Значит, лета больше нет.

                                                                     Осень наступает.

 

Ученик: Знаете ли вы, что учёные делят осень на следующие подсезоны: начало осени, золотая осень, глубокая осень, предзимье?

        Начало осени совпадает с интенсивным расцвечиванием листьев берёзы, липы, вяза. Созревают плоды дуба, липы, ясеня, клёна, ольхи, наступают первые осенние заморозки, идёт уборка плодовых и овощных культур, копка картофеля, посадка земляники.

        Золотая осень – пора самой яркой раскраски листьев днревьев и кустарников. В этот период необходимо подготовить садовый участок к зиме, т.е. произвести перекопку почвы под деревьями и кустами, посадку деревьев и кустарников, пригибание кустов малины к земле или их подвязку, побелку деревьев и другие работы. Наступают осенние заморозки. К концу периода оголяются липы, клёны, осины.

         Глубокая осень – период окончания листопада у берёзы и осины. Выпадает первый снег. Заморозки становятся постоянными, лужи покрываются льдом.

          Предзимье – длится от первого выпавшего снега до ледостава и санного пути. Это период перехода от осени к зиме, завершающий этап подготовки растений к зиме.

 

Ведущий: Сейчас учащиеся начальных классов исполнят песню «Зачем нам выстроили дом?»

1.  Дождь и лужа за окном,

   град и стужа за окном,

   мяч футбольный за окном,

   ветер вольный за окном.

 

Припев: Зачем, зачем нам выстроили дом?

               Чтоб всё, чтоб всё осталось за окном!

 

2. Дождь и лужа …,

    град и стужа …,

    мяч футбольный …,

    ветер вольный … .

 

3. Дождь и лужа за окном,

   град и стужа за окном,

   мяч футбольный за окном,

   ветер вольный за окном.

 

Припев: А мама сказала, всё за окном,

               Вот для чего нам построили дом!

 

Ведущий: Сколько листьев в нашем классе!

                   Поиграем в игру: «Лист – дерево», по листу узнайте дерево.

 

1 ученик: Ягоды гроздью на ветке висят.

                  Ярким оранжевым светом горят.

                  Сочные ягодки, очень полезные,

                  Только шипы на сучках нелюбезные:

                   Колются больно и пальчики ранят.

                   Кто же их с веточки этой достанет? (облепиха)

Из плодов этого дерева делают масло, лечащее от ожогов; а также сок, так как в ягодах облепихи очень много полезных витаминов.

 

2 ученик: На земном шаре насчитывается около 120 видов берёз, только не все они с белой корой – у некоторых она жёлтая или совсем тёмная, почти чёрная. В нашей стране распространены берёза повислая и пушистая. Нет дерева на свете милее и роднее берёзы! Сколько удивительных слов сказано о белоствольной  русской красавице! Она воспета в стихах и прозе, в песнях и хороводах, в картинах.

 

3 ученик: Ольха с берёзой – родня, они из одного семейства. Есть два вида ольхи: ольха серая, чаще это кустарник, и ольха чёрная – дерево, образует тип леса – чёрноольшаник.

 

4 ученик: Черёмуха растёт только там, где к поверхности близко подходят грунтовые воды – по берегам рек и озёр, по оврагам и опушкам. Черёмуха не только лекарственное, но и популярнейшее декоративное растение, из – за чего её часто и варварски ломают.

 

Ведущий: На каждом листочке есть загадка!

 

Ведущий: Было объявлено, что на концерте состоится конкурс загадок. Кто из зрителей готов загадать загадки?

(подготовившиеся учащиеся загадывают зрителям загадки)

 

ученик: Журавли на юг летят.

               Здравствуй, здравствуй, осень!

                Приходи на праздник к нам,

                Очень, очень просим!

 

Осень: Вы меня ждали? Вот и я!

              Привет осенний вам, друзья!

              Вы рады встретится со мной?

              Вам нравится наряд лесной –

              Осенние сады и парки?

               Я на праздник к вам пришла  и братьев с собой привела. Вы, конечно, их знаете.

 

ученик: Опустел наш школьный сад,

               паутинки вдаль летят,

               и на южный край земли

               потянулись журавли.

               Распахнулись двери школ.

 

Ведущий: Что за  месяц к нам пришёл?

Зрители: Сентябрь

Ведущий: Какие пословицы знаете о сентябре? Какие народные приметы?

 

ученик: Всё мрачней лицо природы –

               почернели огороды,

               оголяются леса,

               молкнут птичьи голоса,

               медведь в спячку завалился.

 

Ведущий: Что за месяц к нам явился?

Зрители: Октябрь

Ведущий: Какие пословицы знаете про октябрь? Какие народные приметы?

 

ученик: Поле чёрно – белым стало,

                 падает тот дождь, то снег.

                 И сильней похолодало,

                 льдом сковало озимь ржи,

                 Что за месяц, подскажи?

 

Зрители: Ноябрь.

Ведущий: Какие пословицы знаете про ноябрь? Какие народные приметы?

 

Ведущий: Летят над полями последние стаи,

                   Последние стаи на юг улетают.

                   И солнце сквозь мрачные тучи

                   роняет последний свой лучик.

Поиграем в игру «Перелётная – зимующая».

(Ведущий показывает изображение птицы, говорит её название)

Птица перелётная или зимующая?

 

Ведущий: Был объявлен конкурс: собрать пословицы об осени. Кто из зрителей прочитает пословицы об осени?

(подготовившиеся читают пословицы об осени)

 

Ведущий: Осень! Славная пора!

                   Любит осень детвора.

                   Сливы, груши, виноград –

                   Всё поспело для ребят!

Осень, хорошо, что ты пришла.

У тебя мы спросим:

Что в подарок принесла?

 

Осень: Принесла я вам муки

 

Ведущий: Значит, будут пироги! (угощает зрителей пирогами)

 

Осень: Принесла вам гречки!

 

Ведущий: Каша будет в печке!

 

Осень: Принесла вам груши!

 

Ведущий: Мы их в прок насушим!

 

Осень: А уж яблоки, как мёд

            на варенье, на компот.

            Принесла вам мёду

            целую колоду!

 

Ученик: Ты и яблок, ты и хлеба,

               Ты и мёду принесла.

               А хорошую погоду

               Та нам, осень, принесла?

 

Ведущий: Ребята начальных классов исполнят песню «Дождик»

 

                                                  Дождик.

 

1.     Дождик песенку поёт: кап, кап!

Только кто её поймёт: кап, кап!

Не поймём ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

Да зато поймут цветы, кап, кап!

 

2.     Дождик песенку поёт: кап, кап!

Только кто её поймёт: кап, кап!

И весенняя листва,

И зелёная трава,

И зелёная трава, кап, кап!

 

3.      Дождик песенку поёт: кап, кап!

Только кто её поймёт: кап, кап!

Лучше всех поймёт зерно,

Прорастать начнёт оно,

Прорастать начнёт оно, кап, кап!

 

 

 

 

Ведущий: Пришла осень и в лес.

 

Ученик: Лес, точно терем расписной,

                лиловый, золотой, багряный,

                весёлой, пёстрою стеной

                стоит над светлою поляной.

 

Ученик: Мы по ковру идём с тобой,

                его никто не ткал.

                Он разостлался сам собой.

                Лежит у речки голубой,

                и жёлт, и синь, и ал.

 

 

Ученик: Дарит осень чудеса,

                да ещё какие!

                Разнаряжены леса

                в шапки золотые.

                На пеньке сидят гурьбой рыжие опята.

                И паук – ловкач какой!

                Тянет сеть куда – то!

 

Ведущий: В осеннем лесу встречается много грибов. Осень, загадай ребятам загадки о грибах.

(Осень загадывает загадки про грибы)

- какой гриб занимает одно из первых мест по своим вкусовым качествам, где он растёт? (белый гриб, сосновые, смешанные, берёзовые леса)

- у какого гриба в ненастную погоду или при росе шляпка покрывается слизью, делающей её маслянистой на ощупь? (маслята)

- какой гриб имеет шляпку сверху красно – оранжевую или желтовато – оранжевую? ( подосиновик)

- как можно определить, молодой или старый гриб подберёзовик? ( у молодого шляпка снизу белая, а у старого – серая, с коричневыми пятнами)

- у какого гриба шляпка окрашена в розовато – красный цвет или имеет узоры неправильных окружностей? (влонушка)

- какие грибы прячутся под опавшие листья и хвою? (грузди)

- у какого гриба при разломе появляется оранжевый сок, имеющий привкус смолы? (у рыжика)

- какой гриб растёт на пнях или упавших стволах, можно ли его отнести его к грибам паразитам? ( опёнок, да, можно)

 

Ведущий: Отправляясь в лес за грибами, каждый из вас должен знать: «Кто раньше встаёт, тот грибов наберёт, а сонливый, да ленивый идут после за крапивой»

        Ребята начальных классов исполнят  песню «Скворушка прощается»

 

                                         «Скворушка прощается»

 

1.     Осень непогодушка,

Тополь пожелтел,

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

          Припев: Ветка чуть качается,

                         Дождик не кончается,

                         С нами старый скворушка

                         До зимы прощается!

2.     В путь дорогу дальнюю

Скворушке лететь.

Песенку прощальную

 Как ему не спеть?

3.     Где ж ты, солнце вешнее?

Ясный небосвод?

Над пустой скворешнею

Скворушка поёт.

 

 

Ведущий: Торопится осень закончить дела!

                   Старательно землю дождём полила,

                   Про птиц не забыла, на юг проводила,

                   В полях и лесах урожай собрала.

                   Дарила нам вкусные фрукты сначала,

                   Потом нас грибами она угощала,

                   Арбузами, дынями и виноградом.

                   Нам нравится осень!

                   Мы осени рады!

 

Осень: Да, разная я бываю – весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но я рада, что вы любите меня за щедрость и красоту!

 

 

  Ведущий:   Ребята начальных классов исполнят песню «Неприятность эту я переживу!»  

 

                                 Конкурсная программа.  

 

1.     Конкурс «Уборка урожая».

На полу рассыпаны овощи. Двум участникам выдаются два ведра. Пока играет музыка, собирать овощи.

Итог: кто больше соберёт овощей.

 

2.     Конкурс «Узнай овощ».

Вызывается один человек. Ему показывают овощи, он должен назвать овощи. В корзину положить один диковинный овощ.

Итог: победит тот, кто назовёт все овощи.

 

3.     Конкурс «Листья для букета» (для малышей)

На полу рассыпаны осенние листья. Два участника , пока играет музыка, собирают листья.

Итог: кто больше соберёт листьев.

 

4.     Конкурс «Грибы! В корзинку!»

Вызывается два человека, они берутся за руки. Это корзинка, она будет ловить грибы. Вызываются также три или более человек, это грибы. Грибы будут убегать от корзинки. По сигналу грибы разбегаются.

Итог: Если корзинка заключила гриб в кольцо из рук, значит, гриб пойман.

 

5.     Конкурс «Шишки».

На полу рассыпаны шишки. Пока играет музыка, два участника лапками игрушечных мишек собирают шишки.

Итог: кто больше наберёт шишек лапками игрушечных мишек.

 

6.     Конкурс стихов об осени.

 

 

 

Оборудование:

 

- музыкальный центр

- кассеты с музыкальными произведениями

- два ведра

- овощи

- листья

- мягкие игрушки «мишки»

- сосновые шишки

- корона Осени

- украшение для Сентября, Октября, Ноября

- изображения грибов

- листья разных деревьев

- сладкие призы